Главная | Форум | Файлы | Состав | Галерея
 
  Приветствуем Рекрут! | Вы в группе "Новобранцы" | Выход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Русская
RALMASДата: Среда, 06.01.2010, 01:08 | Сообщение # 1
Создатель клана
Группа: Администрация
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
Т-34

Классификация: средний танк
Боевая масса: 32 т
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
История
Годы производства 1944—1958
Годы эксплуатации с 1944
Количество выпущенных, шт. более 35000
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 8100
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2720
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 60°
Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 45 / 45°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 90
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 75 / 20°
Корма башни, мм/град. 52 / 10°
Крыша башни, мм 15—20
Вооружение
Калибр и марка пушки 85-мм Д-5Т
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 48,8
Боекомплект пушки 55
Углы ВН, град. —5…+22
Прицелы телескопический ТШ-15, перископический ПТК-5
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ-29
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 55
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 300—400
Запас хода по пересечённой местности, км 230—320
Удельная мощность, л. с./т 15,6
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,83
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 3,4
Преодолеваемый брод, м 1,3

О технике: T-34-85 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Создан в 1943 году на базе Т-34-76, с использованием элементов конструкции опытного танка Т-43. Отличался от своего предшественника значительно более мощной 85-мм пушкой, установленной в новой, более просторной, трёхместной башне и рядом мелких доработок. По сравнению с базовым танком, имел значительно бо́льшую огневую мощь и лучшее распределение обязанностей членов экипажа, но его защищённость по сравнению с Т-34-76 возросла незначительно и по меркам 1944 года являлась недостаточной. Кроме того, Т-34-85 унаследовал от базовой машины многие её конструктивные недостатки. Т-34-85 производился в СССР с января 1944 года по 1950 год, до смены на сборочных линиях танком Т-54[1], общий выпуск составил около 80 тысяч единиц[2]. Помимо СССР, 3185 танков этого типа было произведено в Чехословакии в 1952—1958 годах и 1380 — в Польше, в 1953—1955 годах. Являлся одним из основных советских танков Второй мировой войны, а после её окончания составлял основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов, когда он был сменён Т-54. Официально танк был снят с вооружения российской армии только в 1993 году. После войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялся во многие страны мира и участвовал во множестве вооружённых конфликтов, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других. По состоянию на 2007 год, Т-34-85 всё ещё состоит на вооружении ряда стран.

Прикрепления: 4771906.jpg (18.3 Kb)
 
RALMASДата: Суббота, 09.01.2010, 13:27 | Сообщение # 2
Создатель клана
Группа: Администрация
Сообщений: 89
Награды: 2
Репутация: 6
Статус: Offline
ИС-3 (Иосив Сталин-3)

Классификация тяжёлый: танк прорыва
Боевая масса: 46,5 т
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 1945—1946
Годы эксплуатации 1945—1993
Количество выпущенных, шт. 2311
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм 9850
Ширина корпуса, мм 3150
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 465
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 110 / 82°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 110 / 56+30°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 110 / 63°
Борт корпуса (верх), мм/град. 90 / 60° +
30 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90 / 0—60°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60 / 41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 110
Маска орудия, мм/град. 250
Борт башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Корма башни, мм/град. 110…220 / 0…60°
Крыша башни, мм 20 / 82…90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 122-мм Д-25
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 28
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый
дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 185
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,87
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,4

О технике: Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием «Кировец-1» началось в конце лета 1944 года. Первая опытная партия тяжёлых танков ИС-3 покинула заводские цеха в мае 1945 года. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Скорострельность 2-3 выстр /мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания, в том числе 18 с осколочно-фугасными снарядами и 10 с бронебойными. На крыше башни, на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Запас хода — 340 км. Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года (в 1945 году какое-то время вместе с ИС-2). ИС-3 поступали на вооружение тяжёлых танкосамоходных полков Советской Армии. При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому было принято решение проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для придания им обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. В результате конструкторских работ наклон сваренных листов, особенно в передней части корпуса, был доведен до максимально возможного. Толстые 120-мм плиты лобовой брони располагались так, что образовывалась трехскатная, конусообразная, вытянутая вперед носовая часть, получившая название «щучий нос». Люк разместили в крыше над водителем, чего не было в танках ИС-1 и ИС-2. Отпала необходимость в сквозной смотровой щели в лобовой броне перед механиком-водителем — ее заменили перископические смотровые приборы. Новые конструктивные формы брони обеспечили лучшую противоснарядную защиту. Новая, приплюснутая, конструкция башни впоследствии использовалась во всех советских танках, от Т-54 до Т-90 и в ИС-7 и Т-10 (также известен как ИС-10) и также обеспечивала гораздо более хорошую снарядозащищенность, по сравнению с предыдущими версиями башен, устанавливаемых на советских танках.

Прикрепления: 5098521.jpg (37.2 Kb)
 
KILLERДата: Суббота, 16.01.2010, 09:57 | Сообщение # 3
Inspektor, Obergefreiter
Группа: Новички
Сообщений: 50
Награды: 0
Репутация: 6
Статус: Offline
СУ-100 (Самоходная установка-100)

Классификация истребитель танков
Боевая масса, т 31,6
Компоновочная схема боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. 4
История
Годы производства 1944—1956
Годы эксплуатации с 1944
Количество выпущенных, шт. от 4772 до 4976, по разным данным[сн 1]
Основные операторы
Размеры

Длина с пушкой вперёд, мм 9450
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2245
Клиренс, мм 400
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 / 50°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 45 / 45°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм/град. 40—110
Борт рубки, мм/град. 45 / 0—20°
Корма рубки, мм/град. 45 / 0°
Крыша рубки, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-10С обр. 1944 года
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 53,5
Боекомплект пушки 34
Углы ВН, град. −3…+20°
Углы ГН, град. ±8°
Прицелы телескопический ТШ-16, панорама Герца
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12‑цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 310
Запас хода по пересечённой местности, км 140[1]
Удельная мощность, л. с./т 16,4
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,80
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

О технике: Первой САУ класса истребителей танков, запущенной в серийное производство в СССР, стала СУ-85. Она была создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом 1943 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций. 29 августа 1943 года было издано распоряжение ГКО о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств. В исполнение распоряжения в сентябре — октябре на Уралмашзаводе был, в числе ряда других САУ на базе Т-34, выполнен эскизный проект установки 122-мм пушки Д-25 в изменённом корпусе СУ-85[8]. Дальнейшая проработка проекта показала, что такая переделка вызовет увеличение массы САУ на 2,5 тонны, а также снижение боекомплекта и скорострельности[9]. В целом, изучение представленных вариантов показало, что установка на САУ по типу СУ-85 122-мм пушки или 152-мм гаубицы Д-15 вызовет перегрузку ходовой части и снижение подвижности машины, поэтому решено было оставить эти орудия для вооружения тяжёлых танков и САУ[10]. С другой стороны, интерес вызвал проект увеличенной рубки с усиленным бронированием, применённый на СУ-Д-15. Альтернативным направлением, на которое возлагались надежды в тот период, стала разработка длинноствольных 85-мм орудий с большей начальной скоростью снаряда — «большой мощности» по терминологии того времени. Но хотя был изготовлен и испытан ряд таких орудий, в том числе и САУ, работы в этом направлении окончились неудачей — новые орудия на стрельбах показали совершенно неудовлетворительную живучесть, часты были случаи разрыва ствола. Вдобавок, результаты обстрела трофейных германских танков выявили низкую эффективность высокоскоростных, но лёгких 85-мм снарядов против установленной под рациональными углами наклона брони высокой твёрдости, по сравнению с тяжёлыми снарядами бо́льших калибров[11]. Наконец, проработки показывали, что вооружение из 85-мм пушки не использовало полностью всех возможностей САУ на шасси Т-34.

Прикрепления: 1729592.jpg (91.0 Kb)
 
ТапокДата: Понедельник, 30.08.2010, 17:00 | Сообщение # 4
Fahnenjunker
Группа: Новички
Сообщений: 7
Награды: 0
Репутация: 1
Статус: Offline
БТ-7 обр. 1935 г.

Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 13,9
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
История
Годы производства 1935—1940
Годы эксплуатации 1935—1945
Количество выпущенных, шт. 5328
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5660
Ширина корпуса, мм 2290
Высота, мм 2417
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 20 / 18°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 15—20 / 0—60°
Борт корпуса, мм/град. 15+4 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 55°
Корма корпуса (середина), мм/град. 13 / 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 13 / 58°
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб башни, мм/град. 15 / 0°
Маска орудия, мм/град. 15
Борт башни, мм/град. 15 / 0°
Корма башни, мм/град. 15 / 0°
Крыша башни, мм 10 / 85—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 45-мм 20К обр. 1934 г.
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 46
Боекомплект пушки 84
Углы ВН, град. −8…+25°
Прицелы телескопический ТОП-1 обр. 1930 г.,
перископический ПТ-1 обр. 1932 г.
Пулемёты 1—2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т
Мощность двигателя, л. с. 400
Скорость по шоссе, км/ч 52 на гусеницах,
72 на колёсах
Запас хода по шоссе, км 375 на гусеницах,
460 на колёсах
Удельная мощность, л. с./т 28,8
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,85 на гусеницах
Преодолеваемый подъём, град. 42°
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,2

История создания
В январе 1933 года, когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5,конструкторское бюро танкостроения Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников.

По документации, предполагалось установить двигатель М-17 (более надёжный, чем М-5), сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличить ёмкость топливных баков и установить башню с 76-мм пушкой. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». В разработке принимала участие группа конструкторов в составе Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова. В начале 1934 года началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая 1934 года, второй— к 7 ноября 1934 года.

Первые прототипы
На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 шт. 75-мм снарядов, либо радиостанция.

Итог испытаний
Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5. Однако, в целом от идеи колёсно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались, и со стороны ГАБТУ заводу было поручено разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.

Серийные модели
Модель 1935 года
Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клёпаным. Наружные стенки были съёмными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.

В тыльной части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода), тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).

45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков. В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик.

Модель 1937 года
Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году. Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырёхскоростной коробке передач пришла трёхскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. В 1938 году на подвесках были убраны резиновые бандажи. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7 образца 1937 года.

Модель 1939 года (БТ-7М)
Выпуск танка БТ-7М (заводской индекс А-7М или А-8) начался с декабря 1939 года. Внешне танк почти не отличался от БТ-7. Основное техническое различие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Бо́льшая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. БТ-7М выпускался до конца 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 706 экземпляров БТ-7М.

ИС-7

Классификация тяжёлый танк
Боевая масса, т 68
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 5
История
Годы производства 1948—1949
Количество выпущенных, шт. менее 50
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 7380
Длина с пушкой вперёд, мм 10000
Ширина корпуса, мм 3400
Высота, мм 2480
Клиренс, мм 450
Бронирование
Тип брони стальная литая и катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 150/65
Лоб корпуса (низ), мм/град. 150
Борт корпуса (верх), мм/град. 150
Борт корпуса (низ), мм/град. 100
Корма корпуса (верх), мм/град. 60
Корма корпуса (низ), мм/град. 100
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб башни, мм/град. 210/51-60
Маска орудия, мм/град. 350/0
Борт башни, мм/град. 150/40
Корма башни, мм/град. 94
Крыша башни, мм 50
Вооружение
Калибр и марка пушки 130-мм С-70
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 57,2
Боекомплект пушки 30
Пулемёты 2 х 14,5-мм КПВТ, 6 х 7,62-мм СГМТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 1050
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 32
Запас хода по шоссе, км 300
Удельная мощность, л. с./т 15,4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,97
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый брод, м 1,5

ИС-7 (объект 260) — опытный советский тяжёлый танк. Разработан в 1945—1947 годах, выпуск ограничился шестью прототипами и незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался, но многие из впервые применённых на этом танке решений были впоследствии успешно использованы в серийных машинах.

История создания
Проект был осуществлен конструктором Николаем Шашмуриным

Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.

Описание конструкции
Хотя ИС-7 являлся во многом развитием тяжёлого танка ИС-3, на нём было применено множество новейших решений, значительно опередивших своё время. Компоновка танка классическая, отделение управления объединено с боевым. Экипаж танка состоял из пяти человек, из которых 4 — командир, наводчик и двое заряжающих, осуществлявших также управление пулемётами, располагались в башне, в то время как механик-водитель размещался в передней части корпуса.

Броневой корпус и башня
Броневой корпус ИС-7 сваривался из катаных броневых плит различной толщины. Лобовая часть выполнялась по схеме «щучий нос» из 150-мм плит, борта сложной формы изготавливались из двух частей — верхних наклонных толщиной 150 мм и вогнутых внутрь нижних толщиной 100 мм. Кормовая часть состояла из нижней детали 100-мм толщины и сильно наклоненной 60-мм верхней детали. Штампованные крыша и днище имели толщину 30 и 20 мм, соответственно.

Башня танка — литая, четырёхместная, очень больших размеров, но невысокая и с большими углами наклона брони. Броня башни переменной толщины, от 94 мм в кормовой части башни до 210 при суммарном наклоне 51-60 градусов в лобовой, толщина маски орудия достигала 350 мм.

Вооружение
Основным вооружением танка являлась мощная 130-мм танковая нарезная пушка С-70 с длиной ствола 57,2 калибра и начальной скоростью 33,4-килограммового бронебойного снаряда 900 м/с разработанная на базе 130-мм морской корабельной пушки. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор, оборудовалась однокамерным сетчатым дульным тормозом, системой управления огня и механизмом заряжания с электроприводом, по типу морских артиллерийских установок, повышавшим скорострельность пушки до 6-8 выстрелов в минуту. Система управления огнём при ведении стрельбы автоматически наводила пушку в соответствии с положением прицела и производила выстрел. Боекомплект орудия составлял 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с калиберными бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, размещавшихся на полу боевого отделения и в надгусеничных нишах.

Помимо пушки, вооружение ИС-7 составляли 8 пулемётов, из них два 2 — 14,5-мм КПВТ и 6 — 7,62-мм СГМТ. Один из КПВТ и два СГМТ были установлены в маске пушки, второй КПВТ устанавливался на турели на крыше башни, из оставшихся четырёх СГМТ, два крепились по бортам кормовой части башни и два — на надгусеничных полках. Все пулемёты, кроме спаренных с пушкой, оборудовались дистанционным электроприводом и наводились изнутри танка. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.

Двигатель и трансмиссия
ИС-7 оборудовались V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем эжекторного охлаждения М-50Т мощностью 1050 л.с, являвшимся танковым вариантом морского дизеля.

Трансмиссия на первых прототипах состояла из шестиступенчатой коробки передач и двухступенчатого механизма поворота планетарного типа, но на второй серии прототипов и предсерийных машинах устанавливалась восьмиступенчатая планетарная коробка передач и иные механизмы поворота.

Ходовая часть
Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состояла из 7 сдвоенных опорных катков с металлическими ободами и размещёнными в балансирах гидравлическими амортизаторами. Ведущие колёса задние, зацепление гусениц цевочное. Впервые в советском танкостроении на ИС-7 была применена гусеница с резинометаллическим шарниром

ИСУ-152 выпуска 1944 года

Боевая масса, т 45,5—46,0
Экипаж, чел. 5
История
Количество выпущенных, шт. 3242
Размеры
Длина корпуса, мм 9050—9180
Ширина корпуса, мм 3070
Высота, мм 2480
Клиренс, мм 460—470
Бронирование
Тип брони катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 75/15°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/−41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 90/30°
Маска орудия, мм/град. 100
Борт рубки, мм/град. 75/15°
Корма рубки, мм/град. 60/0°
Крыша рубки, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм МЛ-20С
Длина ствола, калибров 32,3
Боекомплект пушки 20
Углы ВН, град. −3…+20°
Углы ГН, град. 10°
Прицелы СТ-10, Панорама Герца
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК
Подвижность
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 35
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Запас хода по шоссе, км 220
Запас хода по пересечённой местности, км 140
Удельная мощность, л. с./т 11,3—11,4
Тип подвески торсионная индивидуальная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81—0,82
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3—1,5

ИСУ-152 — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка»; буква «И» в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» боевой техники такого класса потребовалась для отличия от САУ того же калибра СУ-152 на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне—октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии и сыграли важную роль в разгроме нацистской Германии и её союзников. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались вермахтом и армией Финляндии.

В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской армии и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.

История создания
Работы по созданию САУ ИСУ-152 начались в июне 1943 года в конструкторском бюро опытного завода № 100 в Челябинске. В это время стало окончательно ясно, что тяжёлый танк КВ-1С будет заменён в производстве новой перспективной машиной ИС-1. Однако на базе КВ-1С выпускалось тяжёлое штурмовое орудие СУ-152, надобность в котором действующей армии не подвергалась сомнению (в отличие от надобности в самих тяжёлых танках типа КВ). Отличные боевые качества СУ-152 поставили перед советскими инженерами вопрос о создании её аналога на новом танковом шасси, призванном заменить в производстве базу КВ-1С.

Разработка ИСУ-152 велась под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного разработчика всей отечественной линейки тяжёлых танков. Главным конструктором ИСУ-152 был Г. Н. Москвин. На ранних стадиях проект новой САУ обозначался как ИС-152. В октябре 1943 года был построен первый прототип, «Объект 241». Он успешно прошёл заводские и государственные испытания; 6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. В том же месяце началось серийное производство ИСУ-152 на ЧКЗ. В декабре 1943 года СУ-152 и ИСУ-152 ещё выпускались на ЧКЗ совместно, а со следующего месяца ИСУ-152 полностью заместила свою предшественницу СУ-152 на сборочных линиях.

Ввиду большой загруженности ЧКЗ выпуском тяжёлых танков ИС-2, бронекорпуса для самоходок ИСУ поставлял Уральский завод тяжёлого машиностроения (УЗТМ).

По ходу производства в конструкцию ИСУ-152 вносились небольшие изменения, направленные на улучшение боевых и эксплуатационных характеристик машины. Во второй половине 1944 года был введён новый сварной нос корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили с 60 до 100 мм. Также на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный крупнокалиберный пулемёт ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. Радиостанция 10Р была заменена на улучшенный вариант 10РК.

Производство
С ноября 1943 по май 1945 года ЧКЗ и ЛКЗ построили 1885 ИСУ-152. Серийное производство самоходки закончилось в 1946 году (некоторые источники указывают на окончание выпуска в 1947 году), всего было выпущено 3242 машины этой марки[1]. Лицензии на производство ИСУ-152 в другие страны не продавались.

В связи с нехваткой стволов гаубиц-пушек МЛ-20С, с апреля 1944 года начался серийный выпуск САУ ИСУ-122, отличавшихся от ИСУ-152 только установленной артиллерийской системой (соответственно прицелом, боекомплектом и тенденциями в боевом применении) — вместо МЛ-20С в бронекорпус монтировались 121,92-мм пушки А-19С, которые в то время находились в избытке на складах вооружений.

Описание конструкции

ИСУ-152 в музее бронетанковой техники, КубинкаИСУ-152 имела ту же компоновку, что и все другие серийные советские САУ того времени (за исключением СУ-76). Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

Броневой корпус и рубка
Броневой корпус самоходной установки сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 75, 60, 30 и 20 мм. На машинах первых модификаций лобовая часть корпуса представляла собой броневую отливку; впоследствии, по мере наличия более стойкой катаной брони, конструкцию лобовой части корпуса заменили на сварную. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты рубки устанавливались под рациональными углами наклона. По сравнению с предыдущей моделью САУ того же класса и назначения — СУ-152, — бронекорпус ИСУ-152 отличался несколько большей высотой (поскольку он не обладал такой глубокой посадкой, как у машин серии КВ) и бо́льшим объёмом броневой рубки за счёт уменьшения углов наклона скуловых и бортовых бронеплит. Связанное с этим некоторое уменьшение защищённости было компенсировано утолщением брони этих частей рубки. По сравнению с СУ-152 больший объём рубки обеспечивал лучшие условия работы экипажа. Основное вооружение — 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С — монтировалась в установке рамного типа справа от осевой линии машины. Противооткатные устройства орудия защищались неподвижным литым броневым кожухом и подвижной литой сферической бронемаской, которая также выполняла функции уравновешивающего элемента.

Три члена экипажа располагались слева от орудия: впереди механик-водитель, затем наводчик, и сзади — заряжающий. Командир машины и замковый находились справа от орудия. Посадка и выход экипажа производились через прямоугольный двухстворчатый люк на стыке крышевого и заднего листов броневой рубки и через круглый люк справа от орудия. Круглый люк слева от орудия не предназначался для посадки-выхода экипажа, он требовался для вывода наружу удлинителя панорамного прицела. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем самоходки и ряд мелких лючков для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

ИСУ-152 в Музее на Сапун-горе, Севастополь[править] Вооружение
Основным вооружением ИСУ-152 являлась гаубица-пушка МЛ-20С (Индекс ГАУ — 52-ПС-544С) калибра 152,4 мм. Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от −3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела — 800—900 м по цели высотой 2,5—3 м, дальность выстрела прямой наводкой — 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы — 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 20 выстрелов раздельного заряжания. Снаряды укладывались вдоль обоих бортов рубки, заряды — там же, а также на днище боевого отделения и на задней стенке рубки. По сравнению с ассортиментом боеприпасов буксируемых орудий МЛ-20, боекомплект ИСУ-152 был существенно менее разнообразен. В его состав входили:

бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд 53-БР-540 массой 48,8 кг, начальная скорость 600 м/с;
осколочно-фугасный пушечный снаряд 53-ОФ-540 массой 43,56 кг, начальная скорость 655 м/с на полном заряде.
Вместо бронебойно-трассирующих снарядов 53-БР-540 могли применяться бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником 53-БР-540Б (с начала 1945 года).

Для разрушения железобетонных ДОТов в боекомплект мог вводиться бетонобойный пушечный снаряд 53-Г-545. Номенклатура метательных зарядов также была существенно уменьшена — она включала в себя специальный заряд 54-Ж-545Б под бронебойный снаряд и полный заряд 54-ЖН-545 под осколочно-фугасный снаряд. В принципе, гаубица-пушка МЛ-20С могла стрелять всеми типами снарядов и зарядов от своего буксируемого варианта МЛ-20. Однако в поучениях и таблицах стрельбы для ИСУ-152 времён Великой Отечественной войны значатся только указанные выше боеприпасы. Это не исключает возможности стрельбы другими типами боеприпасов в то время, но документальных подтверждений такой стрельбы в виде тогдашних отчётов, наставлений и нормативных документов нет. Этот момент составляет пока ещё не до конца исследованный вопрос и часто становится причиной споров на военно-тематических форумах. С другой стороны, в послевоенное время, когда акцент использования ИСУ-152 сместился от штурмового орудия в сторону самоходной гаубицы, возможность стрельбы всем ассортиментом боеприпасов от буксируемой МЛ-20 становится существенно более вероятной.

С начала 1945 года на ИСУ-152 устанавливался зенитный крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т на турельной установке на правом круглом люке командира машины. Боекомплект к ДШК составлял 250 патронов.

Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ или ППС с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 20 ручных гранат Ф-1.

Двигатель
ИСУ-152 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2-ИС мощностью 520 л. с. (382 кВт). Пуск двигателя обеспечивался инерционным стартером с ручным и электрическим приводами или сжатым воздухом из двух резервуаров в боевом отделении машины. Электроприводом инерционного стартера являлся вспомогательный электродвигатель мощностью 0,88 кВт. Дизель В-2ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался фильтр типа «Мультициклон». Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года. Они также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИСУ-152 имела три топливных бака, два из которых располагались в боевом отделении, и один — в моторно-трансмиссионном. Самоходка также оснащалась четырьмя наружными дополнительными топливными баками, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия
САУ ИСУ-152 оснащалась механической трансмиссией, в состав которой входили:

многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
два бортовых двухступенчатых планетарных механизма поворота с многодисковым блокировочным фрикционом сухого трения «сталь по стали» и ленточными тормозами;
два двухрядных комбинированных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией — механические. По сравнению с предыдущей моделью тяжёлой САУ СУ-152, новым элементом трансмиссии являлись планетарные механизмы поворота. Применение этого узла позволило поднять общую надёжность трансмиссии в целом, которая как раз была самым существенным недостатком танков серии КВ и машин на его базе.

Ходовая часть

ИСУ-152 в израильском музее бронетанковых войск (Латрун), вид сзади справа. Хорошо видны элементы ходовой части машиныПодвеска у ИСУ-152 индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми цельнолитыми поддерживающими катками по каждому борту; эти катки были заимствованы от конструкции самоходной установки СУ-152. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

Электрооборудование
Электропроводка в САУ ИСУ-152 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор П-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
электроспуск гаубицы-пушки;
средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
электрика моторной группы — электродвигатель инерционного стартера, бобины свечей зимнего пуска двигателя и т. д.
Средства наблюдения и прицелы
Все люки для входа и высадки экипажа, а также люк артиллерийской панорамы имели перископические приборы Mk IV для наблюдения за окружающей обстановкой изнутри машины (всего 3 штуки). Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите рубки слева от орудия. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня ИСУ-152 оснащались двумя орудийными прицелами — телескопическим СТ-10 для стрельбы прямой наводкой и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. Телескопический прицел СТ-10 был градуирован на прицельную стрельбу на расстоянии до 900 м. Однако дальность выстрела гаубицы-пушки МЛ-20С составляла до 13 км, и для стрельбы на расстояние свыше 900 м (как прямой наводкой, так и с закрытых позиций) наводчику приходилось использовать второй, панорамный прицел. Для обеспечения обзора через верхний левый круглый люк в крыше рубки панорамный прицел комплектовался специальным удлинителем. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки.

Средства связи
Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р (или 10РК) и переговорное устройство ТПУ-4-БисФ на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20—25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-БисФ позволяло вести переговоры между членами экипажа САУ даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Модификации
[править] Периода Великой Отечественной войны
ИСУ-152 на базе танка ИС 1943 года выпуска имела цельнолитую лобовую броню корпуса;
ИСУ-152 на базе танка ИС 1944 года выпуска имела лобовую броню корпуса, сваренную из двух катаных бронеплит. Этот вариант самоходки отличался увеличенной толщиной маски орудия и более вместительными топливными баками.
С начала 1945 года ИСУ-152 стали оснащаться 12,7-мм зенитным пулемётом ДШК. Ряд ранее выпущенных машин также получил этот пулемёт в ходе ремонта.

Послевоенные
Высокие боевые и эксплуатационные качества ИСУ-152, а также некоторая стагнация в развитии советской ствольной самоходной артиллерии в конце 1950-х годов (сказывалось увлечение руководства армии и страны ракетной техникой) привели к решению произвести модернизацию оставшихся в строю машин этой марки. Модернизация проводилась по двум направлениям:

ИСУ-152М (прототип имел обозначение Объект 241М);
ИСУ-152К (прототип имел обозначение Объект 241К).
В программу обеих послевоенных модернизаций ИСУ-152 входили:

установка прибора ночного видения и инфракрасного прожектора;
замена двигателя В-2ИС на более современный В-54;
увеличение боекомплекта с 20 до 30 выстрелов;
замена прицелов и телекоммуникационного оборудования (радиостанция и переговорное устройство) на более современные.
На модернизированные машины устанавливались гусеничные подкрылки по образцу танка ИС-2М, дополнительные топливные баки и бревно для самовытаскивания в корме машины. Поэтому по своему внешнему виду модернизированные ИСУ-152М и ИСУ-152К заметно отличались от исходного варианта самоходки.

Машины на базе ИСУ-152

Штабная машина на базе ИСУПосле окончания Великой Отечественной войны шасси ряда ИСУ-152 (а также ИСУ-122) использовались для создания самоходных артиллерийских систем большой и особой мощности, пусковых установок тактических ракет. Разоружённые ИСУ-152 и ИСУ-122 с заваренным отверстием под монтировку орудия в лобовом листе рубки под названием ИСУ-Т использовались как танковые тягачи, штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты. Некоторое количество таких машин было передано гражданским ведомствам для использования в качестве тягачей или транспортов в труднопроходимой местности. На железных дорогах СССР небольшое количество разоружённых ИСУ-152 использовалось в восстановительных поездах в качестве кантователей или тягачей при аварийных ситуациях. Имеются даже неподтверждённые сведения о наличии нескольких таких машин в инвентарном парке ОАО «РЖД».

Пусковая установка 2П19 ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» на базе ИСУ-152К в Артиллерийском музее Санкт-ПетербургаНа той же базе строились танковые тягачи БТТ-1 с расширенной функциональностью по сравнению с ИСУ-Т. К корпусу БТТ-1 приваривались демпферы для толкания аварийного танка с помощью бревна, сзади машина оборудовалась сошниками, платформой над моторно-трансмиссионным отделением и разборной стрелой ручного крана грузоподъёмностью до 3 тонн. Вместо орудия и боекомплекта в рубке размещалась мощная лебёдка с приводом от коробки отбора мощности от главного двигателя машины. Вариант БТТ-1Т вместо лебёдки оснащался комплектом такелажного оборудования.

Боевое применение
ИСУ-152 в целом удачно сочетала в себе три главных боевых роли: тяжёлое штурмовое орудие, истребитель танков и самоходную гаубицу. Однако в каждой из этих ролей, как правило, существовала другая, более специализированная САУ с лучшими характеристиками для своей категории, чем у ИСУ-152.

Помимо Второй мировой войны, ИСУ-152 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года, где они ещё раз подтвердили свою огромную разрушительную мощь. Особенно эффективным было использование ИСУ-152 в роли мощнейшей «противоснайперской винтовки» для уничтожения скрывавшихся в жилых домах Будапешта снайперов повстанцев, наносивших значительный урон советским войскам. Иной раз только наличия самоходки поблизости было достаточно, чтобы обитатели дома в страхе за свою жизнь и имущество выдворяли из него засевших там снайперов или бутылкометателей.

В арабо-израильских войнах ИСУ-152 использовались в основном как стационарные огневые точки по берегам Суэцкого канала и мало чем себя проявили в руках египетских войск. Некоторое количество этих машин было захвачено израильской армией.

ИСУ-152 как тяжёлое штурмовое орудие

САУ ИСУ-152 в Музее Великой Отечественной войны, Киев, УкраинаОсновным использованием ИСУ-152 была огневая поддержка наступающих танков и пехоты. 152,4-мм (6-дюймовая) гаубица-пушка МЛ-20С имела мощный осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 массой 43,56 кг, снаряжённый 6 кг тротила (тринитротолуола, ТНТ). Эти снаряды были очень эффективны как против неукрытой пехоты (с установкой взрывателя на осколочное действие), так и против укреплений, таких как ДОТы и траншеи (с установкой взрывателя на фугасное действие). Одного попадания такого снаряда в обычный городской дом средних размеров было достаточно для уничтожения всего живого внутри.

ИСУ-152 были особо востребованы в городских боях, таких как штурмы Берлина, Будапешта или Кёнигсберга. Хорошее бронирование самоходки позволяло ей выдвигаться на дистанцию выстрела прямой наводкой для уничтожения вражеских огневых точек. Для обычной буксируемой артиллерии это было смертельно опасно из-за вражеского пулемётного и прицельного снайперского огня.

Чтобы уменьшить потери от огня «фаустников» (немецких солдат, вооружённых «панцершреками» или «фаустпатронами»), в городских боях ИСУ-152 использовались по одной-две самоходки вместе с пехотным отделением (штурмовой группой) для их защиты. Обычно штурмовая группа включала снайпера (или, как минимум, просто меткого стрелка), автоматчиков и иногда ранцевого огнемётчика. Крупнокалиберный пулемёт ДШК на ИСУ-152 был эффективным оружием для уничтожения «фаустников», скрывающихся на верхних этажах зданий, за завалами и баррикадами. Умелое взаимодействие между экипажами самоходок и приданными бойцами-пехотинцами позволяло достичь поставленных целей с наименьшими потерями; в противном случае атакующие машины могли быть очень легко уничтожены «фаустниками».

Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза так хара


"Мы все умрём"-неоспаримая оксиома.
Если ты меня обидешь,я приду ночью и зарежу тебя тапком!
"Молись приятель чтобы бог,скорей уйти тебе помог, и этим шкуру твою спас,в тот день когда увидешь нас!" КИШ "хороший пират - мёртвый пират
 
[WM]-GOXA-Дата: Четверг, 28.10.2010, 15:25 | Сообщение # 5
Clan Leader
Группа: Администрация
Сообщений: 120
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline

ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны ИС-2 были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армий до 1995 года. Также танки ИС-2 поставлялись в ряд стран и участвовали в некоторых послевоенных вооружённых конфликтах.


 
[WM]-GOXA-Дата: Четверг, 28.10.2010, 15:29 | Сообщение # 6
Clan Leader
Группа: Администрация
Сообщений: 120
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline

У-152 — тяжёлая по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Постройка первого прототипа СУ-152 под названием Объект 236 (также КВ-14 или СУ-14) была закончена на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) 24 января 1943 года, со следующего месяца начался серийный её выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, всего была построена 671 самоходно-артиллерийская установка этого типа.

Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в сражении на Курской Дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. Поскольку новая техника противника зачастую имела собственные «звериные» названия, например «Тигр» или «Пантера», следствием успехов СУ-152 в борьбе с ней стало её неофициальное прозвище «Зверобой» в Красной Армии. Наиболее активно СУ-152 применялись во второй половине 1943 и начале 1944 годов, позже их число в войсках неуклонно уменьшалось вследствие боевых потерь и износа ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Заменой вышедшим из строя СУ-152 в частях советской самоходной артиллерии стали более совершенные ИСУ-152. Небольшое число машин воевало вплоть до конца войны и состояло на вооружении Советской Армии в послевоенные годы. После снятия с вооружения оставшиеся СУ-152 были практически все утилизированы на металл и до настоящего времени уцелело только три САУ этого типа.


 
[WM]-GOXA-Дата: Четверг, 28.10.2010, 15:31 | Сообщение # 7
Clan Leader
Группа: Администрация
Сообщений: 120
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline

СУ-130 (Объект 250) — опытная советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины аббревиатура ИСУ означает «Самоходная установка на базе танка ИС» или «ИС-установка», индекс 130 означает калибр основного вооружения машины.

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1944 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. Поводом для создания САУ стало правительственное задание по установке на самоходную базу 122-мм и 152-мм пушек повышенной мощности по сравнению со штатными орудиями Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) этих калибров (152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20) и 122-мм пушка образца 1931/1937 года (А-19)). Наряду с точно соответствовавшей этому заданию опытной САУ ИСУ-122-1 было решено попытаться установить на шасси ИСУ морское орудие калибра 130 мм. Центральное артиллерийское конструкторское бюро Народного комиссариата вооружений (ЦАКБ НКВ) под руководством Василия Гавриловича Грабина успешно выполнило работы по переделке морской 130-мм пушки Б-13 в самоходную, которая получила индекс С-26. Это орудие было установлено на шасси ИСУ-122С вместо штатной 122-мм пушки Д-25С. Позже с целью унификации боеприпасов с сухопутными орудиями был выпущен его вариант С-26-1 калибра 122 мм, который также испытывался на опытной САУ ИСУ-122-3.

В октябре 1944 года начались заводские испытания ИСУ-130, а месяцем позже — полигонные. По их результатам потребовалась доработка пушки, которую удалось завершить только к концу войны. В июне 1945 года состоялись повторные испытания машины, показавшие её потенциал — ИСУ-130 по огневой мощи превосходила ранее выпущенные тяжёлые САУ. Однако самоходка также имела ряд недостатков — длинный вылет ствола САУ (свыше 4,8 м) утыкался в грунт при передвижении при пересечённой местности и значительно ухудшал возможности установки по преодолению препятствий и маневрированию в узких местах, калибр в 130 мм был несвойственен сухопутным войскам, в случае принятия САУ на вооружение могли возникнуть сложности со снабжением боеприпасами. Также было отмечено, что по бронепробиваемости 130-мм пушка С-26 равноценна 122-мм пушкам большой мощности С-26-1 и БЛ-9. В связи с окончанием Великой Отечественной войны работы по совершенствованию ИСУ-130 были завершены. Установка не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец ИСУ-130 в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.


 
[WM]-GOXA-Дата: Четверг, 28.10.2010, 15:32 | Сообщение # 8
Clan Leader
Группа: Администрация
Сообщений: 120
Награды: 7
Репутация: 9
Статус: Offline

Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.

Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, всего было выпущено 1823 танка этого типа. В боевых действиях Т-44 участия никогда не принимал. Его выпуск ограничился сравнительно малым количеством и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов.


 
Jeka1398Дата: Среда, 08.12.2010, 15:56 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Новички
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
круто !

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Официальный сайт клана WEHRMACHT 2009-2024 ©